+7-913-210-46-84 8(3852)60-46-84
Напишите нам

Юрта. Достойна доверия

20.12.2011

 

Заходите в гости!



Уже факт, что Горный Алтай будет жить и богатеть на туризме. Ширится сеть больших и малых турбаз, удаляясь от асфальта и деревень, осваиваются уютные берега горных рек. И уже никого не удивляет, что автомашин с номерами дальних регионов гораздо больше, чем местных. Турбаз много, но их уже не достаточно, а кемпингов для автотуристов катастрофически не хватает. Не все желают снимать дорогой комфортабельный номер или получить сомнительное удовольствие от ночлега в дощатом "бунгало". Достоинства автотуризма - в некоторой независимости от урбанизации туристических баз. Владельцев турбизнеса тоже можно понять: строить достойно и далее содержать за порогом летнего сезона - дорого. Но альтернатива - есть: юрточный кемпинг.



Идея

 

Вот уже скоро десяток лет я путешествую по Монголии. Приходилось воспользоваться гостеприимством местного населения и проводить ночлег в юрте: и летом и зимой. Всегда с удовольствием рассматриваю убранство внутри и нехитрую утварь, которой абсолютно достаточно для простой кочевой жизни.

 

Особенно приятно отдыхать в юрте жарким летом. Прохладная тень и мягкий свет через верхний просвет, куполообразный свод создают непередаваемое чувство душевного комфорта. В особенно жаркие дни приоткрывается нижний полог, и едва ощутимый поток свежего воздуха приносит приятный горьковатый запах степных трав. Каждая деталь каркаса выстрогана из дерева вручную и несет в себе частичку тепла человеческих рук. И пусть на дереве видны следы топора и ножа, а веревка сплетена из жесткого волоса коня или сарлыка - и мысли нет: что-либо поправить и изменить в пользу симметрии и унификации.

 

Пришла идея воспользоваться этим жилищем в практических целях.

 

Кемпинг, где временное жилье для путешественников предоставляется в юрте - вот чего не хватает современной туриндустрии! Весной это универсальное изобретение кочевых народов легко и быстро собирается, а осенью так же без проблем убираются на зимнее хранение. При желании и с некоторыми дополнительными затратами, вполне возможно сооружение юрты в зимнем варианте с очагом-печкой в центре. Конструкция юрты, состоящая из древесной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, поддерживая внутри жилища постоянный тепловой режим.

 

Экологическая чистота, природная красота и некоторая экзотичность - вот что такое юрта.



Войлок - подарок природы

 

Одним из таких древнейших материалов, популярных сейчас в Европе, сохранивших ручной способ производства и до сих пор используемых в странах Азии для производства одежды, обуви, жилья, декорации интерьера, является войлок. «Никто не может точно сказать, когда и как появился этот материал. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до н.э.», - пишет в своей книге «Искусство выделки войлока» Мэри Брекетт, глава международной ассоциации мастеров по войлоку.

 

Благоприятный климат и природные условия для разведения и круглогодичного выпаса животных позволили жителям Азии издревле заниматься изготовлением войлока. Сырье для монгольского войлока - шерсть овцы, верблюда и яка - различается по качеству и цвету. Овечья шерсть позволяет получить белый войлок, который в результате окрашивания приобретает яркий цвет. Верблюжья шерсть имеет характерный желтоватый оттенок, придающий окрашенному войлоку не столь насыщенные цвета. Шерсть яка от природы темная и из нее можно изготовить войлок коричнево-черных тонов. Традиционно в Монголии этим ремеслом занимаются представители небогатых семей. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, многоэтапный и не предполагает промышленной обработки.



Время пришло

 

Уже сегодня есть примеры. В Ольхонском районе на берегу озера Байкал в этом году приступили к строительству туристского комплекса, где все жилища будут только в виде натуральных юрт. В Киргизии не редкость увидеть турбазу, где два-три дома выстроены капитально и служат для хозяйственных и административных нужд, а для приема туристов стоят национальные юрты.

 

Для самой Монголии новая отрасль - туризм - на подъеме. Отелей нигде, кроме столицы, монголы не строят - это дорого и не экзотично. Поэтому весной в особенно прекрасных уголках Монголии возникают турбазы, состоящие из пары десятков юрт, осенью так же мгновенно исчезают.

 

Юрта - дом экологически чистый и удивительно гармонирующий с человеческим организмом. Настолько, что многие западные туристы покупают юрты и увозят на родину, чтобы установить у себя на участке или прямо в доме. В Интернете не редкость увидеть опубликованные фотографии счастливого владельца на фоне юрты у дома в пригороде Цюриха.

 

Монгольская юрта называется "гэр"

Марко Поло, путешествуя по Монголии, поразился своеобразием жилищ местных жителей. Круглые, обмотанные веревками, они легко собирались и разбирались. Монгол всюду возил свое жилище с собой. Прошло немало лет, но вот что удивительно - с тех пор кочевая жизнь монголов не претерпела значительных изменений. Проблему создания жилища, отвечающего всем требованиям окружающей среды и кочевого образа жизни, решили давным-давно. В нем каждая деталь целесообразна и взаимозаменяема. Основные элементы юрты - деревянный каркас и войлочные покрытия. Все это в случае опасности или перевозки на дальние расстояния легко укладывалось в телегу. Всего за полчаса юрта разбирается и собирается. С помощью секций "хана", составляющих стенку, можно менять внутреннее пространство. С появлением новых членов в семье жилую площадь увеличивают, добавляя секции. Зимой часть стены убирается, юрта становится меньше, и обогреть ее легче. Ее кровля состоит из жердей, верхний конец которых заострен. Верхним концом жердь упирается в "тоно" - центр кровли, а нижним крепится к решеткам. Давление кровли распределяется по стене равномерно. Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная дверь. Обычно зимой к дверям пристраивают теплый тамбур. Любопытно, что раньше хозяину разрешалось сломать хребет всякому, кто наступал на порог юрты. Считалось, что порог - место священное. Если наступишь на него - хранители дома загубят хозяина. Нынче священное место переместилось с порога внутрь. Оно находится у двух опорных стоек, поддерживающих крышу. Проходить между ними запрещено, но если вы нарушили табу, хребет вам ломать никто не станет. Как правило, юрта не имеет окон. Свет проникает в нее через отверстие наверху, а в теплое время - через открытую дверь. Интерьер кочевого дома очень прост, но каждая вещь тут имеет свое раз и навсегда установленное место. В центре находится очаг. Железные печки с трубой появились только в XIX веке. Северная половина юрты - самая почетная, для гостей и старейшин. Там располагается домашний алтарь. На него ставят изображение божества, молитвенный барабанчик, вешают мандалу или танку. Восточная половина - для хозяев дома. Остальные члены семьи располагаются в западной части.


Схема юрты.

На каркас накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которой наматывается ткань, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором аппликации украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизировал счастье, долголетие. В нынешнем виде юрта существовала еще в VI в. у тюркских кочевников. Дверь всегда обращена к югу, противоположная входу почетная часть юрты "хоймор" находилась на севере. Эта особенность установки юрты, одинаково сориентированной в пространстве после перекочевок, позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в гэр через верхнее отверстие в юрте, скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени иногда использовались выражения: "когда солнце показалось на кровати", "солнце осветило пол юрты" и т.д. Например, ровно в полдень дневной свет падает на самый центр северной части юрты. Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты устанавливается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня.

 

Гэр бывает двух видов: Легкий и удобный для перевозки у кочевников. Его общий вес примерно 250 кг, что соответствует грузоподъемности вьючного верблюда или двухколесной телеги. Гэр оседлого человека благоустроеннее, богаче внутренним убранством и потому более громоздкий. Гэр достаточно устойчив против ветра, не разрушается при землетрясениях. В нем прохладно летом и сравнительно тепло зимой. Он удобен при сборке, разборке и перевозке, и незаменим в условиях пастбищного скотоводства.

 

Гэр для кочевника - это не только закрытое пространство для проживания. Это своеобразная микросфера. Находящаяся, в представлении ее обитателей, всегда в центре безбрежного природного окружения.

 

Монгольская юрта почти всегда ориентирована по оси север - юг. Исключение возможно только по ландшафтно-климатическим причинам. Итак, вход - с южной стороны, а противоположная входу, почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей, и где хранится алтарь с изображением богов, - находится на севере. Правая (западная) сторона юрты - мужская. Здесь находится кровать главы семьи, охотничье снаряжение, конское седло, упряжь для верблюдов или быков, бурдюк с кумысом и прочие принадлежности скотоводческого хозяйства, которые ассоциируются в основном с мужскими видами занятий. Левая (восточная) сторона - женская. Здесь постель незамужней женщины в семье (сестры или дочери хозяина). Сразу у входа - полки с посудой и шкафчик с продовольствием, ведра для дойки скота и прочие предметы, связанные с женским трудом в скотоводстве.

 

Наряду с простым делением пространства на общепринятые направления: север - юг, восток - запад монголы делят его еще на 12 секторов, которым присвоены названия животных малого цикла лунного календаря. В обычно гэре количество уней (стропильных реек крыши) чаще всего равняется 60, т.е. числу лет полного круга лунного календаря. Учитывая, что календарные дни определялись по расположению относительно секторов луны, планет и некоторых звезд, а время суток - по направленности солнечного луча внутри гэра, конструкция крыши гэра предстают перед нами в роли универсального календаря. Начиная с севера по направлению движения солнца, так как гэр ориентируется входом на юг, каждый из 12 секторов имеет следующее смысловое назначение: мышь - достаток пищи; тигр - храбрость, сила и могущество; заяц - слабость и пугливость; дракон - мощь и величие неба, властелин неба; змея - коварство; лошадь - подвижность; овца - нужда; обезьяна - человеческая фантазия; курица - плодовитость и молодость; собака - сторож имущества; кабан - сытость и довольство.

 

Вы подъезжаете к юрте, и вам на встречу выходят ее хозяева. Хозяин помогает вам привязать коня к коновязи, и вы, перешагнув порог, входите в юрту. Если вы родственник или близкий знакомый, вас встречают без особых церемоний, но если вы незнакомый, приехавший издалека человек, вступает в действие сложный этикетный и одновременно магический ритуал перевода "чужого" в "свои".

 

Хозяин произносит традиционное приветствие "Сайн байна уу?" ("Все ли у вас хорошо?"). Вы отвечаете "Сайн, сайн уу?" ("Да, все в порядке, а у вас?"). И приглашает вас в юрту. Постарайтесь не споткнуться о порог - если бы это случилось на пороге ханской юрты, вы поплатились бы жизнью, впрочем, и рядовые монголы отнеслись бы к такому гостю недоброжелательно. Оставьте за порогом юрты оружие, выньте из ножен нож, прикоснитесь правой рукой к верхней притолоке двери - все это доказательства мирных намерений. Это значит - вы пришли как друг, а не враг. Через некоторое время вы выпьете с хозяином чаю с молоком, а затем и кумыса (неплохо, чтобы это было из одного сосуда), а потом вы расскажете о том, кто вы, зачем и надолго ли приехали.

 

И вот уже дети, преодолев первоначальную робость, вовсю крутятся возле вас, стараясь потрогать все незнакомые вещи, которые на вас надеты или возле вас лежат, - обряд перевода "чужого" в "свои" закончен.



Эпилог:

 

Несколько лет назад я лично выезжал в командировку, подыскивая партнеров по этому бизнесу. Посетил и Улан-Удэ и Улан-Батор. Остановился на Улан-Баторе на двух компаниях, которые поставляют юрты на экспорт в европейские страны. Производство хорошо налажено и юрты имеют достойное качество. Дешевле найти можно, но я сам убедился, как схема работает, нет кустарщины, и не стал на этом экономить. В Монголии многие делают юрты, но не все умеют работать с таможней и ж/д.

 

С нашим коммерческим предложением можно ознакомиться на тематическом сайте.



Коммерческое предложение

 

ООО "ТЕРРА" поставляет готовые комплекты юрт для использования их для личных нужд и в сфере турбизнеса. Примите к сведению следующую информацию:

Несколько лет назад я лично выезжал в командировку, подыскивая партнеров по этому бизнесу. Посетил и Улан-Удэ и Улан-Батор. Остановился на Улан-Баторе на одной компании, которая поставляет юрты на продажу во Францию. Производство хорошо налажено и юрты имеют достойное качество. Дешевле найти можно, но я сам посмотрел, как схема работает, нет кустарщины, и не стал на этом экономить. В Монголии многие делают юрты, но не умеют работать с таможней и Ж/д. Несколько юрт мы уже поставили. Все юрты мы получали товарно-почтовым багажом. Контейнером тоже возможно, но лучше его использовать при маленькой партии от 4-5 штук.

ВАЖНО! В летнее время наша компания занята организацией туров. Нам гораздо удобнее решать все вопросы по отгрузке юрт на ваш адрес с октября по апрель.

 

Евгений Горбик ( freiwind@ab.ru )
Команда Терра www.terra-mongolia.ru

 




Вернуться к списку статей →



Скидки для детей

Мы поощряем семейные путешествия, особенно с детьми. И считаем, что будет очень справедливо, если нагрузка на семейный бюджет будет уменьшена. Наши скидки для ваших детей, путешествующих с вами:

  •  До 12 лет = 1/2 цены;
  •  13-14 лет = 1/3 цены;
  •  15-16 лет = 1/4 цены.